Консультация для родителей

Ранняя профилактика дисграфии

Консультация для родителей

РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ

    Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…

Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

 Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы и он станет грамотно писать и читать. Это далеко не так.

Для современной общеобразовательной школы характерна бук­вально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по рус­скому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.

Еще в дошколь­ном возрасте можно предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпосылок.

Основная опасность здесь состоит в том, что родители в подавляю­щем большинстве случаев не замечают имеющегося отставания в раз­витии ребенка и вплоть до поступления его в школу полагают, что у него «все нормально». Если же иногда и появляется смутная догадка, что «что-то не так», очень многие успокаивают себя: «С возрастом все пройдет!» К сожалению, это мнение поддерживают и некоторые спе­циалисты.

Не пройдет это с возрастом, а только еще больше укоренится и к тому же «обрастет» массой других нарушений.  Именно это и заставило  осветить вопросы более ранней профилактики дисграфии.

Развитие дифференцированного слухового восприятия

Плохо, когда ребенок, находящийся на пороге школы или даже уже обучающийся в ней, все еще не дифференцирует на слух некото­рые звуки речи. Чтобы этого не произошло, нужно своевременно по­беспокоиться о развитии тонкости его слухового восприятия, специ­ально «настраивая» его на «дифференцировочный» лад, то есть на умение сравнивать звуки между собой и различать их.

Все звуки речи отличаются друг от друга по вполне определенным характеристикам — по высоте, силе (или громкости) и длительности звучания. Например, гласные звуки являются более сильными (то есть воспринимаются нашим слухом как более громкие), чем согласные. Из гласных звук И более высокий, чем У, поскольку голосовые связки при его образовании колеблются с большей частотой. Из со­гласных самыми высокими звуками являются свистящие, тогда как шипящие содержат в своем составе более низкие по сравнению с ними частоты. Мягкие и твердые согласные, такие, как С-СЬ, 3-ЗЬ, Л-ЛЬ и другие, также различаются по высоте — мягкие звуки являются бо­лее высокими, чем твердые. Что касается длительности звучания, то смычные звуки звучат значительно более короткое время, чем щеле­вые (сравните, например, звук С-С-С, который можно «тянуть», и Т, который произносится мгновенно. То же самое относится к звукам 3 и Д, К и Х и другим).

      Следовательно, если мы научим ребенка любые имеющиеся в при­роде звуки отличать друг от друга по названным выше признакам (по высоте, громкости и длительности звучания), то тем самым мы в зна­чительной степени подготовим его слух к различению по этим же са­мым характеристикам и речевых звуков. Такая предварительная под­готовка особенно важна для детей «группы риска».

Начать можно с самого легкого — с привлечения внимания ребен­ка к различным звукам (человеческий голос, звучащие игрушки, звон будильника, шум дождя, голоса птиц и пр.). Окружающее ребенка пространство нужно периодически сознательно «насыщать» этими звуками, причем взрослый должен сам на них эмоционально реагиро­вать, как бы призывая к этому и ребенка. Реакция ребенка первых месяцев жизни самая простая — поворот головы в сторону звука.

Далее нужно приучать ребенка соотносить тот или иной слыши­мый им звук с определенным скрытым от него предметом, издающим этот звук. Например, перед ребенком лежат дудочка и барабан. Взрос­лый сначала играет на дудочке, потом на барабане, причем ребенок видит оба эти предмета и одновременно слышит издаваемые ими звуки. Затем сами предметы убираются из поля зрения ребенка,  и один из них издает звук. Вновь укладывая перед ребенком оба предмета, взрослый просит его показать, ЧТО звучало. Такие не похожие друг на друга звуки, как звуки дудочки и барабана, лай собаки и мяуканье кошки, карканье вороны и щебетание других птиц дети, как правило, разли­чают в возрасте около года или даже несколько раньше. Поэтому если двух- или даже трехлетний ребенок оказывается не в состоянии полно­ценно участвовать в такой «слуховой игре», то начинать работу с ним нужно именно с таких элементарных упражнений. В противном же случае какие-либо более сложные слуховые дифференцировки, в том числе и речевых звуков, будут ему недоступны.

Очень важно также развить у ребенка умение определять направ­ление источника звука. С этой целью следует окликать его то слева, то справа, то сзади, следя за тем, поворачивает ли он головку в соот­ветствующем направлении. Можно также за спиной ребенка слегка постучать то по потолку (длинной палочкой), то по полу и проследить за его реакцией. Правда, в этом случае он может реагировать еще и на вибрацию от стука, восприятие которой также помогает опреде­лить направление звука.

Необходимо специально упражнять ребенка и в узнавании людей только по голосу (не видя их), что также способствует развитию дифференциации его слухового восприятия. А позднее можно по­степенно включать и специальные игры на различение самых разно­образных звуков окружающей природы (типа игры в «комара и жу­ка»). Для этого лучше всего сначала отвлечься от похо­жих (для ребенка) речевых звуков и отождествить их с теми звуками, которые часто приходится слышать в природе. При этом произносить эти «природные» звуки нужно утрированно, подчеркнуто и достаточ­но длительно. Хорошо использовать также словесное описание различий в их звучании. Например, при не различении ребенком на слух звуков 3 и Ж (С и Ш) первую из этих пар звуков отождествляем со «звоном» или писком комара и жужжанием жука, а вторую — с шу­мом деревьев или камышей при ветре и со свистом.

Сначала имитируем жужжание жука (Ж-Ж-Ж-Ж-Ж...), поясняя, что это низкий, чуть приглушенный и «густой» звук, поскольку жук большой (по сравнению с комаром). Затем точно так же имитируем, как «звенит» комар (3-3-3-3-3...), опять-таки поясняя, что это уже бо­лее высокий и «тонкий» звук, потому что комарик маленький, и тако­го «густого» и низкого звука, как жук, издавать не может. В случае надобности повторяем этот показ и объяснение несколько раз, давая ребенку полную возможность хорошо вслушаться в характер звуча­ний и уловить их различие.

Если слух ребенка будет натренирован таким образом с раннего детства, то к трехлетнему возрасту он сможет отличать друг от друга и все речевые звуки. А это означает, что у него вообще не возникнет предпосылок акустической дисграфии — возможность их появления будет заранее предупреждена.